По мотивам темы Карпухи сделал и свою версию гайки.
Для начала расскажу, для чего собственно эта гайка нужна.
При разработке и изготовлении подвижных передач винт-гайка большой длины приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, среди которых проблемы при обработке концов винтов большой длины а также заниженная скорость перемещения из-за ограничения максимальной угловой скорости вращения винта из-за потери устойчивости. Незначительно помогает сильное натяжение винта, но при этом возрастает сопротивление вращению.
Если применять вращающуюся гайку, то сразу решается две проблемы - скорость вращения ограничена только характеристиками двигателя, а для закрепления винта в самом простом случае достаточно просто просверлить в торец винта отверстие и нарезать резьбу, притянув к каркасу станка.
Вращающаяся гайка состоит из корпуса поз.5, в котором установлена пара подшипников 80105 размером 25х47х12мм. Крепление корпуса к конструкции станка происходит при помощи двух винтов М6 поз.6 или поз.14 в зависимости от способа крепления. На внутренние кольца подшипников базируется ось поз.7. Зазор между обоймами подшипников выбирается закручивая правую гайку поз.2 на ось поз.7, далее производится фиксация положения гайки 3 относительно оси гайкой поз.2 по резьбе М25х1.
В отверстие оси вставляются 2 бронзовые гайки поз.12, которые удерживаются от проворота двумя шпонками поз.11. Правая бронзовая гайка поджимается шкивом поз.8 к бурту оси при помощи четырех винтов М3х27 поз.10 через шайбу поз.9. Шайба поз.9 служит для ограничения перемещения ремня по шкиву в случае неточной установки двигателя привода относительно корпуса гайки.
Левая бронзовая гайка упирается своим буртом в контрвинт поз.1, который путем вкручивания в гайку поз.2 позволяет устранить люфт в зацеплении винт-гайка. Положение контрвинта фиксируется путем затягивания левой гайки поз.2. По мере приработки бронзовых гаек к винту может появляться люфт, который следует устранять по мере необходимости, подтягивая контрвинт поз.1.
Фиксация шкива поз.17 относительно вала мотора (на схеме не указан) происходит путем перемещения разрезной цанги поз.15 относительно шкива поз.17 при помощи гайки поз.16. При этом происходит перемещение цанги по конической посадочной поверхности в шкиве, что приводит к сильному обхватыванию вала мотора.
компоновка в компасе, модели в 11м солиде и парасолиде в атаче
Вкратце то что я хотел получить:
регулировка люфта подшипников
регулировка зазора винт-гайка
крепление несколькими вариантами чтобы учесть всевозможные комбинации компоновок станка куда это будет ставиться
резьба трапеция 16х4
материал гайки - бронза
возможность универсального крепления к валам двигателя различного диаметра
прикинул компоновку, прорисовал в солиде. вроде все получается. для наглядности видяшку сборки-разборки показываю чуть ниже:
https://www.youtube.com/watch?v=FPttOxkiXaQ
https://www.youtube.com/watch?v=ee1_BXhF7qY
Теперь пару фоток и видио того что получилось в железе (детали которые лежат розсыпью не послесаренные и не почищенные, на грязь и стружку не обращайте внимания).
после эпопеи с трапецией было сделано несколько вариантов гаек под вращающиеся швп 16, 20 и 25горазмера
Это первые версии, которые можно сделать на одном токарном станке
по просьбе трудящихся изваял крепление шкива к валу больше 10мм - пробовал на 12,7 и 15,9мм делать - все пучком.
расточил под конус шкив, в него вставил ответную коническую деталь с отверстием по центру. потом эту деталь разрезал по типу цанги и просверлил отверстия под 4 винта М4, которыми цангу подтягиваю к стальному кольцу... думаю понятно изложил принцип, фотки прилагаю
Когда надо было насадить шкив на вал ф14мм с 2 лысками. для передачи момента и точного позиционирования естественно
вариант просто винтик упирающийся в лыску отмел сразу. нарисовалась такая идея, которую реализовал с помощью 675го фрезера
Ну и потом я ее реализовал в металле. повернул голову примерно на нужный угол ( для уклона 1к10 вышло чуть меньше 6 градусов), наметил, просверлил, рассверлил, расточил вчисто до размера скользящей посадки шпонки (назовем деталь так). потом следующую. за неимением двух-трехповоротных тисков пришлось сверлить вручную пинолью. потом зажал заготовку шпонки в тиски и не меняя положения головки фрезернул лыски.
PS: Еще пришлось сделать 2 калибра валов (типа проход/непроход) чтобы все проверить в плане зажима.
Кто надумает повторять подобный зажим - делайте угол больше т.к. пользователи жаловались что снимается с вала плохо. или в штифте резьбу резать для обратного молотка.